Регистрация | Вход

Напутствие Р. Г. Хазанкина выпускникам

Роман Хазанкин,

Заслуженный учитель РФ и РБ, Народный учитель РБ, Лауреат государственных премий СССР и РФ.

  

Напутственная речь на выпускном вечере 20 июня 2009 года, Белорецкая компьютерная школа.

 

Утверждение первое. Опираясь на здравый смысл, элементарную логику и Закон исключенного третьего, утверждаю, что сегодня большой праздник всех выпускников обычных школ, лицеев, гимназий и прочих средних общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.

 

Утверждение второе. Белорецкая компьютерная школа – это средняя общеобразовательная школа и, следовательно, у выпускников БКШ сегодня замечательный праздничный день.

 

Утверждение третье. Любой праздник дает людям разные возможности. Например, неугомонным воспитателям, наподобие вашего покорного слуги, выступить с напутственной речью, а многим другим – пропустить эту речь «мимо ушей» (тем более, за школьные годы некоторые  мои ученики в этом немало преуспели).

 

Формулировка главной идеи. Чтобы понять: чем заниматься дальше, необходимо бросить ретроспективный взгляд, например, на последнюю пару учебных лет и ответить на три вопроса — чему я хотел вас научить, что пытался в вас воспитать и что из всего этого получилось.


Постараюсь сформулировать ответ на каждый из трех поставленных вопросов.

 

Ответ на первый вопрос. Я хотел научить вас исследовательской деятельности на математическом поприще. Пытался привить вам вкус к математическому творчеству, научить радоваться каждой самостоятельно решенной задаче. Не просто копировать учителя, а самому смело нырять в океан знаний, идей и методов. Составлять математические модели как реальных, так и абстрактных процессов, применять математику при изучении других наук.

 

Ответ на второй вопрос. Я пытался (и надеюсь не безуспешно) воспитать в вас, дорогие мои ученики, интеллектуальную честность, трудолюбие, увлеченность делом, способность к сотрудничеству, созиданию и сорадованию. А еще смелости в высказывании гипотез, в применении ключевых идей и методов. Я прививал вам вкус к исследованию частных и предельных случаев и, наоборот, к обобщению полученных результатов. На зачетах и устных экзаменах требовал от вас приводить примеры и контрпримеры, воспитывая при этом лаконичность, точность и способность к конкретизации мысли. Наконец, пытался приобщить вас к чтению учебной и научной литературы, учил ставить корректные вопросы и формулировать собственные задачи.

 

Ответ на третий вопрос. Итак, что же из всего этого получилось?!

С вероятностью не менее, чем одна вторая смею утверждать, что приблизительно шестьдесят процентов выпускников, героев этого вечера, тому, что перечислено выше, удалось научить и ко многому приобщить. Простой подсчет показал, что восемнадцать выпускников из двадцати девяти решили хотя бы одну из задач С-3, С-4 или С-5 на итоговом Едином государственном экзамене, а все мы знаем, что это исследовательские, творческие и всегда новые задачи. Решить такую задачу простым копированием учителя невозможно.

Что из этого следует?  Необходимо бережно отнестись к приобретенным знаниям, умениям и навыкам по математике, использовать их разумно не только в выборе ВУЗа, но и в дальнейшей учебе. 

Пойдем в наших рассуждениях дальше. Если предыдущее считать истинным, то с той же вероятностью приходится утверждать, что приблизительно сорок процентов героев сегодняшнего вечера стойко держали оборону против моих посягательств на их стремление к свободе, независимости и спокойствию и, таким образом, успешно ускользнули от царского самодержавия самой Царицы Всех Наук. Правда, при этом они стали прекрасными вычислителями и хорошими исполнителями, научились применять математику к решению весьма трудных задач по всей школьной программе. Вполне возможно, что именно такую цель многие из моих учеников ставили перед собой изначально, — поздравляю с достигнутой целью!  

Однако меня, как учителя математики, такой результат приводит к некоторому смущению. Помните того чудака, который бежал со всех ног к трамвайной остановке, вскочил в остановившийся трамвай, быстренько купил билет, а затем выскочив из трамвая с купленным билетом в руке остался на остановке, радуясь тому, что так ловко «надул» пассажиров и кондуктора – билет купил, а вместе с ними не поехал…

Дети мои, как я Вас обожаю за то, что Вы такие разные!!!

 

 

Теперь перейдем непосредственно к напутствиям.


Пролог.  Все, о чем будет сказано дальше имеет отношение не только к изучению математики.

 

Напутствие первое.

Если ты (студент или студентка) поставил перед собой достойную цель, честно идешь к ней и делаешь для достижения этой цели все (или почти все) правильно, то положительный результат ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ!  В крайнем случае, если получится отрицательный результат, вспомни школьную комбинаторику – на один случай в переборе всех вариантов все-таки осталось меньше…

 

Напутствие второе.

Только у абсолютных гениев (мне таких встречать не приходилось) и круглых дураков не бывает вопросов. У нормального человека они возникают всегда. Не стесняйся консультироваться у специалистов – ставь вопрос, формулируй проблему, исследуй ее со всех сторон и снова ставь вопрос. Что поделать – познание бесконечно!

 

Напутствие третье. 

Сотвори себе Кумира. Найди рядом с собой Учителя. Будь талантливым учеником своего Научного руководителя. Будь его верным помощником, прилежно учись у него думать, работать и жить. Со временем встань рядом со своим учителем. А если повезет пройти долгий и плодотворный жизненный путь – превзойди ЕГО!

 

Напутствие четвертое. 

Цени своих прежних и новых друзей, это очень важно. Прекрасно, когда тебе есть за кого переживать и за кого радоваться. Какой бы высоты положения в обществе ты не достиг, — оставайся прежним Димкой, Ромкой, Санькой или, скажем, Танькой или Наташкой для своих одноклассников, заботливым сынулей или дочуркой для родителей, и всегда уважающим своих учителей их благодарным выпускником.

 

Эпилог.   Сидел зимой воробей на ветке, замерз и упал на снег вверх лапками. Шла мимо корова положила на него лепешку. Воробей отогрелся, высунул клювик и давай чирикать. Бежала мимо кошка, услышала чириканье, ам… и съела воробышка. С тех пор у всех воробьев из поколения в поколение передаются три заповеди: 

 

заповедь первая – не всякий тот враг, кто на тебя …… (лепешку кладет); 


заповедь вторая – не всякий тот друг, кто тебя из такой большой ….. (лепешки) вытаскивает;

 

заповедь третья – попал в …… (лепешку) – не чирикай!

 

 

На этом разрешите откланяться, продолжение через пару часов на выездном банкете.

Ваши вопросы:

Задать вопрос:
Сообщение:
Прикрепить файл: